Главная > Культура, Ноты, Песни > Особенности работы с коллективом народного пения

Особенности работы с коллективом народного пения

Манера народного пения возникла из живой народной речи. От речевой интонации идут характерные исполнительские приёмы: скольжения, «скаты», призвуки («народные форшлаги»), красочная игра словом: растягивание слова на добавочные гласные, повторность слогов, разрыв слов, вставные междометия и др. Поэтому сохранение в пении образной народной речи во всей её непосредственности и непринуждённости является первым условием правдивости исполнения. Не только в старинных, но и в современных песнях, созданных для народных певцов, нужно сохранять особенности говора, характерную фонетическую окраску.

Определяющим принципом в работе с коллективом народного пения является сохранение признаков певческой традиции:

− естественный, близкий звук;

− незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску;

− дикция, близкая разговорной речи;

− естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;

− плотное грудное звучание.

Народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук сосредоточен как бы «на губах». Это формирует особый склад мышления народных певцов – «пою, как говорю», что определяет характерность народного стиля исполнения.

Особенности народного вокала могут быть переданы исполнителями при условии сформированного вокального мышления, которое складывается как бы из двух компонентов – «вокально-звукового» и «вокально-речевого» мышления. Вокально-звуковое мышление контролирует акустическое качество звука, образно представляемого резонирующим, вертикально направленным, воздушным столбом, основание которого поддерживается целенаправленной работой мышц, участвующих в обеспечении певческого дыхания, а точка фокуса высокой певческой позиции, отражая звук, сообщает ему дальность полета и уровень яркости.

Вокально-речевое мышление контролирует речевой характер звукоподачи и звуковедения по образцу распевной речи, с опорой гласных букв в точке фокуса грудного резонирования и удержания их формы на кончике языка, упирающегося в нижние резцы.

Для народной манеры звукообразования характерно открытое звучание голоса. Народное пение преимущественно грудное.

Главным методическим принципом в обучении народному пению является «разговорная» манера пения (то есть установка: «петь, как говоришь»). Это связано с тем, что наша разговорная речь насыщена различными смысловыми интонациями, и «разговорная» манера пения народных исполнителей подразумевает сохранение и передачу этих интонаций. Интонационная выразительность составляет основу народного пения.

Отсюда вытекает первая методическая установка: артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остаётся тем же, что и в разговорной речи, то есть во время пения необходимо сохранять строго разговорное положение рта, не делать ничего лишнего. Чтобы это получилось, можно применять следующие упражнения:

1. проговаривать конкретную фразу в народной манере (для самоконтроля можно проверить себя с помощью зеркала);

2. проговаривать эту же фразу нараспев, медленнее, следя за артикуляцией и положением рта соответственно разговорному. Если в разговоре при помощи языка, губ и нижней челюсти фиксируется положение только ударной смысловой гласной, то при распеве и неударные требуют фиксации их положения, но без опускания нижней челюсти;

3. проговаривать ту же фразу нараспев на одном звуке в ритме песни. При этом следить, чтобы посыл звука опять же был разговорным, идущим от слова, и чтобы не было попыток выталкивать звук горлом;

4. наконец, петь мелодию песни, сохраняя при этом разговорный посыл звука. Если это не получается, полезно время от времени и как бы скатываясь с неё, переходить на разговорную интонацию:

В этом упражнении производится действие обратное распеву слов: пение переводится на разговор. Тренироваться нужно до тех пор, пока не появится навык естественного разговорного произношения слов при пении. Навык следует довести до автоматической привычки.

В разговорной речи, так же как и в пении, различают тембр, повышение и понижение тонов, то есть высоту, регистры и диапазон голоса. Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. Хорошо поставленная речь всегда певучая, звучная, мягкая, в ней есть тот элемент распевности, который при тренировке и систематическом развитии может помочь певцу легко перейти на естественное пение. В основе народного пения лежит та же свобода, непринуждённость, которая отличает процесс разговорной речи.

Дыхание при разговоре берут, задерживают и расходуют ровно столько, сколько нужно для определённой фразы. Если все эти естественные навыки речевого звукообразования максимально приблизить к пению так, чтобы человек пел тем же способом, что и разговаривает, сохраняя ту же естественность и непринуждённость, как и в разговорной речи, то успех обеспечен. Речь несёт в себе не только информацию, но и определённый интонационный смысл. Одно и то же слово, фразу можно произнести с различной интонацией, от чего изменится смысл слова, фразы.

Развивая голос участников и навыки народно-хорового исполнения на основе «разговорной» манеры, руководитель должен хорошо знать строение певческого аппарата и физиологию певческого процесса, который в основе своей протекает у всех певцов одинаково. В основе техники дыхания, звукообразования, дикции лежат единые для всех принципы. Но есть специфические моменты, которые придают манере пения характер академический или народный. К такой особенности можно отнести позицию звука.

В народном пении высокая позиция звука сочетается с близким посылом звука. Достигается близкий посыл при помощи языка. При вытянутом вперёд языке глотка освобождается и звук свободно проходит из гортани в ротовую полость, а высокое положение маленького языка («зевок») направляет звук к передним зубам или переносице.

Ещё одна важная особенность народного пения: озвучивание, «огласовка» согласных. Суть приёма состоит в том, что между согласными появляются «скользящие» вставные гласные. Например, слово «обманула» при таком озвучивании будет произноситься: об(ы)манула. Важно, чтобы эта вставная гласная (ы) не выпячивалась, иначе звучание будет вульгарным. Техника исполнения «огласовки» сводится к тому, чтобы согласной придать лишь лёгкий или едва уловимый призвук вставной гласной, тогда согласная зазвучит удобно и естественно. Озвучивать согласные нужно сначала в медленном темпе, чтобы певец осознал этот приём, а язык привык к нему. Лишь затем можно переходить к скороговорочному способу их произношения.

Наиболее типичны следующие недостатки звучания голосов народных хоров.

1. «Белый», плоский звук. Бестембрен, невыразителен. Он возникает в случае отсутствия у исполнителей навыков пользования резонаторами. Нёбная занавеска в данном случае остаётся неподвижной, маленький язычок низко нависает над корнем языка. Исправить положение поможет тренировка «зевка», округление звука, развитие певческой инициативы, нахождение опоры дыхания, точки естественного резонирования и высокой позиции.

2. Глоточный звук. Тяжёлый, глухой, как бы выдавленный из груди. Он неприятен по тембру и бесперспективен с точки зрения развития голоса. Это грудной открытый звук, направляемый исполнителем в глубину расширенной глотки и лишённый головных обертонов. При таком способе звукообразования голос не может найти к ним пути. Петь таким звуком нетрудно, так как «работает» только грудной резонатор. Глоточный звук очень навязчив и заразителен. Если хоть один певец в коллективе поёт таким звуком, все другие невольно на него переходят. Исправлять его трудно, но допускать продолжения пения таким звуком недопустимо.

3. Сиплое, слабое звучание голоса. Зависит от отсутствия певческих навыков, вялости певческого аппарата. Этот недостаток можно исправить, развивая преимущественно «опору», активизируя певческий тонус. В качестве упражнения полезно многократно проговаривать распевной скороговоркой фразу плясового или шуточного характера, например: «наберу карман воды, воды, воды, да», «подвернулся, подломился каблучок, да пала девушка на правый бочок, да». При этом непрерывно усиливать энергию подачи слов и звука за счёт дыхания и ощущать эмоциональный тонус, заложенный в содержании интонируемой скороговорки.

4. Сиплое и слабое звучание голоса на низких и средних звуках диапазона, более звучное и яркое на высоких. Зависит от неумения пользоваться грудным резонатором или от недостаточной опоры на диафрагму. Для исправления нужно «искать» грудной тембр в голосах певцов на разговоре, потом на пении. При поисках грудного звучания случается потеря высокой позиции, «пропадает» верхний регистр. Этого допускать категорически нельзя.

5. Крикливое звучание голоса на верхних звуках при звучном и сочном на нижних. Зависит от неумения певцов сглаживать регистровые переходы. Главная задача состоит в нахождении высокой позиции на всём протяжении диапазона хора. По мере движения вверх должно усиливаться звучание верхних обертонов.

Эти типичные недостатки не исчерпывают всех возможных изъянов и трудностей в вокальной работе с коллективом народного пения. Однако, зная наиболее типичные трудности и способы их преодоления, можно сориентироваться в условиях конкретной работы, если помнить о разговорной манере народного пения, о главном принципе его: искать свой естественный голос, не петь деланным.

инфо

Поделиться

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

ludmila Культура, Ноты, Песни


Оставить комментарий