Главная > Полезности > Техника речи. Развитие дикции

Техника речи. Развитие дикции

Начнём тренировку произнесения взрывных согласных. Они образуются при прорыве воздушной струёй препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), средней части языка, прижатого к твёрдому нёбу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.

Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:


п!  пь! п!  пь! п!  пь! п!  пь!

т!  ть!  т!  ть!  т!  ть!  т! ть! …

к! кь!  к!  кь!  к! кь!  к! кь!  …

Данные согласные подготавливают правильное звучание  следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки. Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:


пу!  по! па!  пэ! пи!  пы! пя!  пе! пё!  пю!

ту! то!  та!  тэ!  ти!  ты!  тя! те!  тё! тю!

ку!  ко!  ка!  кэ!  ки! кы!  кя!  ке!  кё!  кю!

Далее включайте звонкие согласные:


бу!  бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё!  бю!

ду! до!  да! дэ!  ди!  ды!  дя! де!  дё!  дю!

гу!  го! га!  гэ!  ги!  гы!  гя!  ге!  гё!  гю!

ру!  ро! ра! рэ! ри!  ры! ря!  ре! рё!  рю!

ву!  во!  ва!  вэ!  ви! вы!  вя! ве!  вё!  вю!

фу!  фо!  фа!  фэ!  фи!  фы!  фя!  фе!  фё!  фю!

цу!  цо!  ца!  цэ!  ци!  цы!  ця!  це!  цё! цю!

чу!  чо!  ча!  че!  чи!

Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:


бу - бу - бу - бу - бупп!

бо - бо - бо - бо - бопп!

ба - ба - ба - ба - бапп!

бэ - бэ - бэ - бэ - бэпп!

би – би – би – би – бипп!

бы - бы - бы - бы - быпп!

Все слоги «бегут» к конечному «быпп». Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на «п».

гу - гу - гу - гу - гукк!

го - го - го - го - гокк!

га - га - га - га - гакк!

гэ - гэ - гэ - гэ - гэкк!

ги - ги - ги - ги - гикк!

гы - гы - гы - гы - гыкк!

ду - ду - ду - ду - дутт!

до - до - до - до - дотт!

да - да - да - да - датт!

дэ - дэ - дэ - дэ - дэтт!

ди - ди - ди - ди - дитт!

ды - ды - ды - ды - дытт!


ву - ву - ву - ву - вуфф!

во - во - во - во - вофф!

ва - ва - ва - ва - вафф!

вэ - вэ - вэ - вэ - вэфф!

ви - ви - ви - ви - вифф!

вы - вы - вы - вы - выфф!

Конечные глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим. Слоги как бы «бегут» к конечному. Прислушивайтесь к дикции, речи. Для развития подвижности языка присоединим согласный звук Р к П:

ПРА - ПРЯ, ПРО - ПРЁ, ПРУ - ПРЮ, ПРЭ - ПРЕ, ПРЫ – ПРИ

БРА – БРЯ, БРО  -БРЁ, БРУ – БРЮ, БРЭ – БРЕ, БРЫ – БРИ

ВРА - ВРЯ, ВРО - ВРЁ, ВРУ - ВРЮ, ВРЭ - ВРЕ, ВРЫ – ВРИ

ГРА - ГРЯ, ГРО - ГРЁ, ГРУ - ГРЮ, ГРЭ - ГРЕ, ГРЫ – ГРИ

ДРА - ДРЯ, ДРО - ДРЁ, ДРУ - ДРЮ, ДРЭ - ДРЕ, ДРЫ – ДРИ

ЖРА - ЖРЯ, ЖРО - ЖРЁ, ЖРУ - ЖРЮ, ЖРЭ - ЖРЕ, ЖРЫ – ЖРИ

ЗРА - ЗРЯ, ЗРО - ЗРЁ, ЗРУ - ЗРЮ, ЗРЭ - ЗРЕ, ЗРЫ – ЗРИ

КРА - КРЯ, КРО - КРЁ, КРУ - КРЮ, КРЭ - КРЕ, КРЫ – КРИ

ЛРА - ЛРЯ, ЛРО - ЛРЁ, ЛРУ - ЛРЮ, ЛРЭ - ЛРЕ, ЛРЫ – ЛРИ

МРА - МРЯ, МРО - МРЁ, МРУ - МРЮ, МРЭ - МРЕ, МРЫ – МРИ

НРА - НРЯ, НРО - НРЁ, НРУ - НРЮ, НРЭ - НРЕ, НРЫ – НРИ

ПРА - ПРЯ, ПРО - ПРЁ, ПРУ - ПРЮ, ПРЭ - ПРЕ, ПРЫ – ПРИ

РРА - РРЯ, РРО - РРЁ, РРУ - РРЮ, РРЭ - РРЕ, РРЫ – РРИ

СРА - СРЯ, СРО - СРЁ, СРУ - СРЮ, СРЭ - СРЕ, СРЫ – СРИ

ТРА - ТРЯ, ТРО - ТРЁ, ТРУ - ТРЮ, ТРЭ - ТРЕ, ТРЫ – ТРИ

ФРА - ФРЯ, ФРО - ФРЁ, ФРУ - ФРЮ, ФРЭ - ФРЕ, ФРЫ – ФРИ

ХРА - ХРЯ, ХРО - ХРЁ, ХРУ - ХРЮ, ХРЭ - ХРЕ, ХРЫ – ХРИ

ЧРА - ЧРЯ, ЧРО - ЧРЁ, ЧРУ - ЧРЮ, ЧРЭ - ЧРЕ, ЧРЫ – ЧРИ

ЦРА - ЦРЯ, ЦРО - ЦРЁ, ЦРУ - ЦРЮ, ЦРЭ - ЦРЕ, ЦРЫ – ЦРИ

ШРА - ШРЯ, ШРО - ШРЁ, ШРУ - ШРЮ, ШРЭ - ШРЕ, ШРЫ – ШРИ

ЩРА - ЩРЯ, ЩРО - ЩРЁ, ЩРУ - ЩРЮ, ЩРЭ - ЩРЕ, ЩРЫ – ЩРИ


Сочетания ЛРА - ЛРЯ, ЛРО - ЛРЁ, ЛРУ - ЛРЮ, ЛРЭ - ЛРЕ, ЛРЫ - ЛРИ для многих бывают трудными, поэтому прорабатывать их надо дольше. При сочетании Р с шипящими - ЧРА, ШРА, ЖРА язык на звуке Р должен отчетливо вибрировать. Полезно выговаривать и такие сочетания звуков:

ТАДИТА - ТАДИТЯ
ТАДИТО - ТАДИТЁ
ТАДИТУ - ТАДИТЮ
ТАДИТЭ - ТАДИТЕ
ТАДИТЫ - ТАДИТИ
ДАТИДА - ДАТИДЯ
ДАТИДО - ДАТИДЁ
ДАТИДУ - ДАТИДЮ
ДАТИДЭ - ДАТИДЕ
ДАТИДЫ - ДАТИДИ

ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ

Каждое сочетание произносите по шесть раз. Упражнения по этому образцу нужно делать со всеми согласными, постепенно ускоряя темп и добиваясь четкости и легкости движения языка. Затем тренируйте такие сочетания звуков:

РЛА, РЛЯ, РЛО, РЛЁ, РЛУ, РЛЮ, РЛЭ, РЛЕ, РЛИ, РЛЫ

МФА, МФЯ, МФО, МФЁ, МФУ, МФЮ, МФЭ, МФЕ, МФЫ, МФИ

Каждое сочетание – по 6 раз. Делая это упражнение, внимательно следите за активной артикуляцией верхней губы.

ДРДА - ДРДЯ
ДРДО - ДРДЁ
ДРДУ - ДРДЮ
ДРДЭ - ДРДЕ
ДРДЫ - ДРДИ

В этом упражнении Р можно заменить любым другим согласным звуком, который недостаточно чисто произносится. Например: ДЛДА и так далее. По образцупредыдущих упражнений тренируйтесь, присоединяя к одной гласной четыре согласных: ДРДРА. И здесь Р можно заменить другим нужным звуком. Пятую согласную к одной гласной следует присоединить в конце сочетания звуков: БРБРАР. Но и на последнем Рязык по-прежнему должен отчетливо вибрировать.

ЛБЛБАЛЬ - язык на последнем ЛЬ должен отрываться.
БТТТБА – согласный звук Т снова используется для развития силы и упругости мышц языка.
БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышались все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку «глотать» концы слов.

ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА.
Эти сочетания помогают выработать отчетливость в произношении слов, начинающихся с нескольких согласных, таких, например, как ввозвзводвстарь. К указанным упражнениям можно добавить любые трудные сочетания согласных, которые помогут преодолеть косность речевого аппарата.

Техника речи. Тренировка дикции

Произнесите без голоса ряд специальных текстов, активно взрывая глухие согласные:

Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

На улице снег белеет, алеет и голубеет. А снег всё летит, сверкает, а снег всё летит и тает.

Кукушка кукует, кукует в леску: ку-ку! ку-ку! ку-ку!

Затем произнесите эти тексты с голосом и проследите за активным звучанием взрывных согласных, особенно в конце слов. Всё время контролируйте дикцию. Всевозможные сочетания взрывных согласных развивают весьартикуляционный аппарат:

«п-б» – губы, «т-д» – кончик языка, «к-г» – спинку языка. Активно взрывайте согласные в следующем упражнении:

Птка!  птко!  птку!  пткэ!  птки!  пткы!

Бдга!  бдго!  бдгу!  бдгэ!  бдги!  бдгы!

Кпта!  кпто!  кпту!  кптэ!  кпти!  кпты!

Гбда!  гбдо!  гбду!  гбдэ!  гбди!  гбды!

Тпка!  тпко!  тпку!  тпкэ!  тпки!  тпкы!

Дбга!  дбго!  дбгу!  дбгэ!  дбги!  дбгы!

Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:

КБДительности,  КПТице,  оБТКацкий станок,

аБСТРакция,  оБСТРукция,  оБСТРелять,

ВЗБежал,  ВПРавил, ВКРатчив,  на уМВЗБрести,

о нёМВЗДыхать,  куроКВЗВёл,   боДРСТВовать,

муДРСТВовать,    поСТСКРиптум.

паРТВЗНос,   В3Будоражить,   ВЗБадривать,

дилетаНТСТВо,  агеНТСТВо,  адъюНКТСТВо,

сверхВСТРевоженный,  пуНКТВСТРечи;

конспеКТСХВатил;  не моГВЗДРемнуть;

коНТРВСТРеча,  куНСТКамера,  ведоМСТВо,

коНСТРукция,  деТСТВо,  беГСТВо,  браНДСПойт,

цеНТРФорвард,  маРШБРосок,  рекоРДСМен,

коНТРНаступление,  свеРХЗВуковой,

филосоФСТВовать,  гораЗДВСХРапнуть.


Диктору для тренировки дикции необходимо тренировать труднопроизносимые слова. Большую роль играет тренировка согласных –  »ч«, «ц«, «в«, «ф«. Вместо «ч» («ть +шь» при быстром произнесении) частенько звучит «щ«, а вместо «ц» (состоит из «т+с» при быстром произнесении) звук «с«. Эта замена происходит потому, что пропадает составной согласный «т«. 

«В» и «ф» произносить трудно т.к. их артикуляция  »запирает» звук голоса (нижняя губаприкасается к верхним зубам), поэтому необходима энергия воздушной струи, для озвучивания этих согласных, особенно в сочетании с другими взрывными.

Ещё одно упражнение на улучшение дикции:

Вагоны вперед покатили, как мячики:

ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики, ТАк-чики…

Бочка – Кочка – Дочка – Мочка – Ночка – Почка – Точка.

Печь – Жечь – Сечь – Течь – Лечь – Меч – Речь…

Имитируйте:

Стук колёс поезда:   тук-тУк-тук-тук-тук-тУк-тук-тук-тук…

Пулемётная очередь: так-так-так-так-так-так…

Цокот подков: цОк-цок-цОк-цок-цОк-цок-цОк…

Быстрое звяканье ножниц: чик-чик-чик-чик-чик…

Капли дождя:  кап-кап-кап-кап-кап-кап…

Чириканье воробья: чик-чирик!  чик-чирик!  чик-чирик!..

Звук детского пистолета: пиф-паф!  пиф-паф!  пиф-паф!..

Лягушка: ква-ква!  ква-ква!  ква-ква!..

Дудочка:  дудУ!  дудУ!  дудУ!..

Дрожащий от холода:  в-в-в-в-в-в-в-в-в-в-в…

Проверяйте звучание согласных в словах и фразах:

Эй, Ветрило-ветродуй,
Ветродуй, в лицо не дуй!
Кап-кап-кап-кап-каплет дождик.
Каковы стихи поэта?
Сам народ сказал про это:
«Цикал-цикал мотоцикл
И нацикал целый цикл».


Следите за сочетанием этих звуков в ваших выступлениях. Постоянно тренируйте дикцию. Работайте над произнесением других согласных. Как говорил К.С. Станиславский, «не только звучащие, но и другие – шумовые, шипящие, свистящие, зыкающие, цыкающие, хакающие, рыкающие согласные должны так же участвовать как своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии». Обратите внимание на чёткость дикции во время звучания согласных в стихотворениях. И можно ясно услышать приём «звукозаписи». К нему прибегают поэты для усиления эмоционального воздействия. Для примера, возьмём цикл коротких басен С. Смирнова:

«Чудеса протекции» («ш», «ж»).

Он вышел
в роли протеже
И выше Крыши
Прёт уже.

«Ханжа» («с», «з»).

Я – за! -
в глаза
сказал Ханжа.
А за глаза
зарезал…
без ножа.

«Инженер-душегуб» («ч», «щ»).

Он звался
«инженером душ»,
Но сочинял такую чушь,
Что прозвучал из этой чуши
Сигнал:
- Спасите наши души!

И, конечно же, работа над дикцией немыслима без скороговорок для развития речи. Как можно больше читайте в слух. Читайте всё - стихи, художественные произведения, политическую литературу, стенограммы речей. И обязательно отрабатывайте собственные выступления. Все эти упражнения непременно помогут диктору правильно поставить речь!

http://diktory.com/dikciya.html

Поделиться

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

admin Полезности


Оставить комментарий